среда, 19 февраля 2014 г.

Воспитание детей с учётом их гендерных  особенностей

Мальчик   или   Девочка
Родился ребёнок. Маленький человечек, новый житель Земли. Когда родителям или их родственникам задают вопросы: «Кто у вас родился? Мальчик или девочка? А кого хотели?». Они часто отвечают: «Да какая разница, кто родился, главное - он есть, наш ребенок». Действительно, рождение человека - это радость! Но родители еще не знают и не подозревают, какая огромная разница существует между мальчиком и девочкой. Как надо воспитывать мальчика, на что больше обращать внимание в воспитании девочки? Почему девочки «капризульки» и «плаксы», а мальчики драчуны? А почему иногда бывает наоборот: девочка - забияка и грубиянка, а мальчик тихий, послушный, больше похожий на девочку. Что нужно делать, чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, а из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама? Эти вопросы в определенный момент возникают пред родителями.
В настоящее время вопросы полового и полоролевого воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются в работах Э.К.Сусловой, В.Е.Каган, О.К.Лосевой, Т.А.Репиной, Е.В.Кудрявцевой, В.Д. и других авторов.
До сих пор ученые спорят по поводу понятий «половое воспитание», «полоролевое воспитание»  и  «гендерное воспитание».
Понятие "gender" употребляется в современных отечественных и западных исследованиях. В настоящее время существуют различные точки зрения на определение данного понятия. Нередко под «гендером» понимают просто проблему социального статуса женщины и мужчины («половых ролей»). Другая точка зрения рассматривает «гендер» как «социальный пол», то есть систему взаимоотношений между мужчиной и женщиной, созданную через социальные связи.Существует понятие «гендерные стереотипы». Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям "мужское" и "женское".
Есть хорошая возможность для формирования нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов, становления личности ребенка, его половой индивидуальности, в едином воспитательно – образовательном процессе, начиная с дошкольного и на протяжении младшего школьного возраста. В этом заключается преемственность в процессе гендерного развития и воспитания.
Половое воспитание дошкольника и младшего школьника - это целенаправленный процесс формирования личности ребенка в целях овладения им адекватной половой роли, развития и становления женской/мужской  индивидуальности, формирование культуры взаимоотношения полов, способствующей позитивной половой социализации в процессе жизнедеятельности.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
 Девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п...
  Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками. В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство –– она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д...
Мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. 
У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Тематика рисунков: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки.
Психологические трудности:
·         в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами.
Ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Формирование полоролевого поведения нацелено на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе.
Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности. Тесная взаимосвязь педагогов и родителей позволяет расширить рамки работы по гендерному воспитанию.












Комментариев нет:

Отправить комментарий